Сравниваю мопед из СССР с современным китайцем
Мне довелось пользоваться как советской мототехникой, так и современными азиатскими вариантами мотоциклов и мопедов. Я не хочу превращать заметку в очередной пост ностальгии по СССР и по тому, что там всё было качественнее и лучше.
Донесу предполагаемые сюрпризы современных китайских железных коней до тех, кто ещё не знаком с современным оборудованием этого типа. Ведь представить некоторые "решения" своей логикой тяжело, голова в эту сторону не думает. Да и с инженерной точки зрения это интересно.
У меня уже была заметка про убогость современного автотранспорта, где я изложил своё недовольство относительно неремонтопригодности современного автомобиля и его "одноразовости".
Мне, как инженеру, гораздо более близка логика изготовления надежного устройства, способного служить пользователю долгие годы и пригодного для ремонта. Механизм не должен подвести в самый неподходящий момент. По этой логике буду сравнивать и мопеды.
Мопед Верховина
Сравнение строим на базе изучения советского мопеда Верховина и китайского мопеда Yamasaki. К сожалению, "одноразовая" логика добралась и сюда.
Yamasaki
Материалы, о боже мой
Именно на материалы я обращаю внимание в первую очередь.
Если взять любую пластиковую деталь от мопеда Верховина (коих там не так и много) и взять пластиковую деталь от китайца, то мы увидим две совершенно разные детали с разными свойствами. Современный азиатский пластик ломкий и ненадежный. В процессе эксплуатации рассыпается на части и покрывается трещинами. Пластик родом из СССР надежен и прочен, сохраняет свои свойства в том числе и в широком диапазоне температур.
Теперь возьмем металлическую деталь. Любую. Например, иголку карбюратора. На мопеде из СССР её невозможно согнуть и можно использовать как шампур для мяса. Китайская версия гнется даже при неудачном легком нажатии. Очевидно, что всё это напрямую скажется на надежности при эксплуатации.
Отдельного внимания достойна цепь. На азиате я подтягивал приводную цепь каждую поездку. Получается, что у металла такая ползучесть (не совсем тут этот термин подходит) и в процессе штатной эксплуатации цепь вытягивается на 5-10 мм, а дальше начинает соскакивать. У Верховины цепь была непобедимая. За весь срок службы не подтягивал ни разу.
Изобилие пластиковых деталей
Сложно представить себе такое, но это делают. Современная мототехника перегружена пластиковыми деталями. На мопеде, родом из СССР, пластика почти не было. На китайце же, напротив, большая часть всего именно пластиковая.
Дошло до того, что современный мопед был даже облицован пластиком. Это добавляло ему зрительной привлекательности, но после первой же поездки пластик начал дребезжать, а в последствии и вовсе весь растрескался. Пришлось просто его выбросить и оставить один скелет. Само собой, таких великолепных решений на старом мопеде не было.
Пластик у современного мопеда присутствует везде. Например, там где у Верховины были установлены медные или алюминиевые обжимные прокладки, тут использовался пластик. Стоит ли говорить, что пластик этот довольно быстро приходит в негодность и начинает сифонить.
Двигатель
Пожалуй, единственный пункт, который делает современный мопед более привлекательным - это более совершенный двигатель. Китаец оборудован четырехтактным двигателем типа 139FMB и работает намного тише, меньше воняет и делает эксплуатацию более комфортной.
Если же говорить про надежность двигателя, то он намного надежнее у Верховины.
Интересно...А они сами ездить пробовали?
Если уж затронули вопрос двигателя, то нельзя не отметить производительность устройства. Так, мопед с двигателем 139FMB, имеющим рабочий объем 50 кубов, с огромным трудом заезжал в горку. Иногда даже ногами приходилось толкаться.
Понятно, что производители целились на знакомый всем нам порог в 50 кубиков. Но если уж вы и ставите такой слабенький двигатель, то и позаботьтесь о весе конструкции. Китайский мопед является по сути полноценным мотоциклом, только движок ему поставили не 120 кубиков, а 50. В итоге, когда едешь на нем, тебя сдувает ветром и ты не можешь заехать в горку. Почему нельзя было как-то адаптировать шасси под такой слабый двигатель и в несколько раз уменьшить вес всего мопеда.
Между тем, Верховина из СССР, вполне комфортно ощущала себя со своими 50 кубиками и двумя тактами. Шумела сильнее, воняла противнее, но вполне тянула в гору и даже нескольких ездоков. Понятно, что КПД двухтактного двигателя выше. Но важно, что в старом мопеде мы имеем подходящее для использования устройство, а в новом - некое подобие игрушки.
Дисковые тормоза поставим, но пусть они не работают
На китайском мопеде установлены дисковые тормоза на морду. Решение, вроде как, более оптимальное. Однако, по сути дела они не работают. И барабанные механические тормоза у Верховины дают куда более интенсивное торможение, чем дисковая гидравлика на китайце.
Возвращаясь к материалам для изготовления, отмечу, что в первую же неделю на китайце у меня повело тормозной диск.
Бортовая электроника
С электроникой на современной азиатской технике творится что-то невообразимое. Вроде бы всё и есть, а вроде бы ничего и нет. Из явных улучшений - появился электрический стартер. Из однозначных проблем - весьма ненадежные детали и вечная проблема с контактами. Так, у меня не из-за чего выгорела катушка зажигания.
Советский же мопед стоял под дождем и снегом долгие годы, а электроника не подводила ни разу.
Вместо заключения
Хотелось бы оставаться беспристрастным и отметить, что китайской техникой пользоваться вполне можно. Правда если вы до этого использовали какую-то технику родом из СССР, то поправки себе в голове нужно сделать обязательно. В противном случае, вас ждет ряд неприятных разочарований.
Существуют и качественные китайские устройства. Их редко можно встретить сегодня, а цена у них весьма приличная, но физически они есть. Кроме того, большая часть именитых производителей сегодня тоже собираются в Китае и это уже не новость.
Но самое важное, что хотелось бы отметить в итоге - это направление инженерной мысли. Вся она ориентирована на удешевление производства (а не для конечно пользователя, что важно!) и строится на постоянной попытке как-то упростить конструкцию, но не сделать её надежной. Такой подход сделает своё дело рано или поздно и вместо надежного железного коня мы будем иметь некоторое устройство, которое то ли едет на тебе, то ли ты на нем.
Правда было бы неправильным обозначать технику из СССР, как идеал для подражания. Качество действительно превосходило все ожидания. Но вот комфорт использования всегда оставался где-то в стороне. Уже тогда мопеды отставали от всего мира по своим техническими характеристикам. И плохенький китайский мопед использовать куда более комфортно, чем старую добрую Верховину. Правда там другая тенденция - всего напихаем, да и пусть оно не работает.