Для тех, кто хорошо помнит жизнь молодежной тусовки середины 80-х годов, когда западная культура только начала просачиваться на тогда еще советские радио и телевидение, словосочетание хэви-металл, то бишь "тяжелый металл", означает не просто стиль музыки, а нечто большее - фактически некую антиматерию, прикосновение к которой в то время считалось дико модным, антисоциальным и даже опасным. Как игра в "русскую рулетку", например. И, конечно, от него веяло ощущением абсолютной личной свободы. И, думается, во многом именно благодаря этому хэви-металл стал в "совдепии" гораздо более, можно сказать, глубинным явлением, чем на Западе, у жителей которого и так всего было навалом.
Появившаяся на этой неделе новость о том, что Бифф Байфорд - лидер в свое время очень котировавшейся в среде металлистов группы Saxon - возглавил в Великобритании кампанию по провозглашению хэви-металла религией (в чем ему помогает культовый журнал Metal Hammer), лично мною была воспринята с изрядной долей иронии. Надо же, подумал ваш покорный слуга, британцы наконец-то додумались до того, что уже было воплощено в 80-е годы прошлого века в Советском Союзе. Наконец-то мы их опередили хоть в чем-то, за исключением области балета.
Действительно, если уважаемый читатель застал те последние советские годы, то он наверняка помнит о металломании в среде молодежи, неожиданно открывшей для себя, что в мире есть не только Песня-79, -80, -81, -82 и так далее. Речь, конечно, не идет о наиболее продвинутых и прихипованных знатоках рока, которые плотно висели на своих Jethro Tull и Slade еще с 70-х годов. Нет, я говорю о тех подростках 14-16 лет, которые внезапно отпустили длинные волосы, проткнули школьную форму металлическими заклепками от портфелей, нанесли на все подходящие для этого поверхности надписи Iron Maiden, Scorpions, WASP, Kreator, Manowar, Grave Digger и Accept и расхаживали по улицам с магнитофонами "Электроника" (или "Весна"), из которых доносилось что-то чрезвычайно бодрое, пусть и в записи отвратительного качества.
К слову сказать, сам я никогда особым поклонником подобной музыки не был, за что регулярно подвергался обструкции со стороны сверстников. Они абсолютно искренне не могли понять, как можно слушать, например, "Аквариум" - ведь там играют на скрипках?!!! Настоящая музыка же, по мнению "труевых" металлистов, - исключительна та, где используются гитары с примочками, вокальные партии исполняются на повышенных тонах, а ритм выдержан в стиле перестука колес электрички.
Металлисты в 80-е, как целый пласт общества, по сути обладающий собственной религией, пасторами которой выступали Ронни Джеймс Дио, Оззи Осборн, Удо Диркшнайдер или, прости господи, Кинг Даймонд, стали специфическим социальным явлением. Как те же "любера". Или позже - "новые русские". Нынешним эмо, готам и прочей мелочевке до такого охвата умов, которым обладали вышеперечисленные деятели, - как Секо Асахаре до Рона Хаббарда. Но металлисты были наиболее честной и порядочной молодежной формацией - они редко по собственной инициативе вступали в конфликты с инакомыслящими и никогда не пытались силой навязать окружающим своим вкусы. Сходились, конечно, в идеологических спорах с фанатами Modern Talking, но это происходило на уровне разборок в песочнице. В основном металлисты слушали музыку и пили дешевые азербайджанские вина.
Причем хорошо знать предмет своего поклонения даже для самых ярых "металлюг" было совершенно необязательно. Хэви-металлом было все - от совершенно безобидных Kiss и алкогольно-рок-н-рольных AC/DC, которые сознательно демонизировались поклонниками для пущего адреналину, до действительно брутальных "слэеров". По стилям все это тяжело звучащее разнообразие до поры до времени не дифференцировалось. Только когда на горизонте замаячила Europe со своей бессмертной "Final Countdown", металлисты, переварившие в свое время даже Twisted Sister, почуяли неладное, и в ход пошли такие понятия, как глэм, спид-металл, трэш-металл и еще великое множество по большой части условных терминов, в которых сам черт ногу сломит.
Ныне Бифф Байфорд и К утверждают, что хэви-металл, родившийся еще в конце 60-х, превратился в явление планетарного масштаба, поэтому его поклонники совершенно справедливо могут требовать признания их любимого направления музыки самостоятельным религиозным учением. Однако, как мне кажется, они все же слегка запоздали. Мистеру Байфорду побродить бы по мрачным окраинам Москвы или какого-либо другого советского города году этак в 86-м, чтобы узреть толпы людей с немытыми патлами, делающих при любом удобном случае "козу" (впоследствии такую манеру выражать свои чувства наглядно продемонстрировали Бивис и Батхед) и с восторгом рассматривающих дурного качества фотографии монстров с пластинок своих кумиров.
Хорошее было время, честное слово. Freedom! Raise your fist and yell! Freedom to rock, freedom to talk!