Одна винтовка на двоих и с шашками на танки: самые безумные мифы о Красной Армии 1941 года
Солдата вермахта представляют в серой униформе с закатанными рукавами, с превосходством шагающим по нашей земле, а чаще - сидящим в автомобиле или мотоцикле с автоматом «МП-40». Советского солдата чаще изображают в солдатской шинели, шагающим с трехлинейной винтовкой с игольчатым штыком. Лошадь в вермахте представляется просто какой-то туземной дикостью. Эти образы совершенно не соответствуют действительности того времени, но они властвуют над умами людей. Фактически в основном солдат вермахта шел пешком, вооруженный винтовкой. Полностью моторизованные дивизии составляли лишь небольшую часть германской армии.
В немецкой армии лошадьми перемещались все орудия артиллерийского полка пехотной дивизии. Всего в вермахте в 1941 году было свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. Красная Армия на тот момент была моторизована в большей степени. В стрелковых дивизиях РККА было два артиллерийских полка, один на механической тяге, а другой на гужевой. В полках на механической тяге орудия перемещались тракторами «СТЗ-НАТИ», «С-65 Сталинец», тягачами «Т-20 Комсомолец», грузовыми автомобилями и другой техникой.
Наши военные в шутку пистолеты-пулеметы (автоматы) называли оружием для гангстеров или «полицейским» оружием. Немцы тоже так считали и высказывались однозначно: «Пистолет–пулемет непригоден для огневого боя на дистанциях, превышающих 200 метров», а для того, чтобы победить в бою в 1941 году надо было поражать противника, начиная с 400 метров и ранее, поэтому наша армия оснащалась пистолетами–пулеметами в ограниченных количествах, как оружием ближнего боя. Тоже самое надо сказать о немецкой армии.
Отношение к пистолетам-пулеметам не изменилось в немецкой армии и в начале 1943 года: в окруженной под Сталинградом армии Паулюса было захвачено войсками Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского вместе с другим оружием 156987 винтовок и всего более 10 тысяч автоматов. В советских дивизиях, встретивших немецкое вторжение у границы, пистолетов-пулеметов было довольно много, а самозарядных винтовок на порядок больше, чем пистолетов-пулемётов.
Большим достижением советских конструкторов В.Г. Федорова, В.А. Дегтярева, С.Г. Симонова и Ф.В. Токарева была разработка ими самозарядной винтовки. Производство самозарядных винтовок конструкции Симонова и Токарева было поставлено на поток. До начала войны Красная Армия получила лучшее в мире автоматическое оружие, во много раз превосходящее пистолеты-пулеметы, – более 1,5 миллиона самозарядных винтовок.
Надо отметить, что наша самозарядная винтовка «СВТ» намного превосходила аналогичное стрелковое оружие вермахта и не уступала самозарядным винтовкам США. После войны самозарядная винтовка стала самым распространенным стрелковым оружием стран НАТО.
Во время войны нам недоставало средств для производства самозарядных винтовок. Немцам тоже массовое производство самозарядных винтовок оказалось «не по карману». И только США имели возможность в массовых количествах производить самозарядную винтовку.
В Красную Армию вместо самозарядных винтовок стали поставлять большее количество автоматов «ППШ» и пулеметов. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что массовая позиционная война заканчивалась, в целом снизилось значение стрелкового оружия пехотинца в большой войне, и, уже имея возможность, промышленность СССР не стала возобновлять производство самозарядных винтовок. На мой взгляд, решение правильное, так как целесообразнее на эти деньги произвести орудия, танки и самолеты.
Одним из последних случаев массированного применения самозарядных винтовок относится к обороне Тулы осенью 1941 года. «СВТ» производились на Тульском оружейном заводе, в том числе в автоматическом варианте, и немедленно попадали в оборонявшие город войска.
Один из немецких военнопленных, захваченных под Тулой, с округлившимися глазами рассказывал: «Мы не ожидали, что русские будут поголовно вооружены ручными пулеметами».
А.В. Исаев написал: «Самозарядная винтовка Токарева осталась почти забытой легендой. Только иногда мелькающие по ТВ солдаты "азиатских тигров" и чернокожие бойцы очередного "фронта освобождения" с вытертыми до блеска (самозарядными винтовками) «FN FAL» напоминают о том, что могло получиться, если бы война повременила».
Ошибаются те, кто утверждает, что в начале войны наша армия не имела достаточного количества автоматического стрелкового оружия. Красная Армия имела автоматического стрелкового оружия больше, чем германская, и с более высокими боевыми характеристиками.
Мы производили не только превосходное автоматическое стрелковое оружие, но и замечательные карабины, снайперские винтовки, пистолеты и лучшую в мире винтовку Мосина образца 1891/1930 годов. Некоторые исследователи чуть ли не катастрофой называют факт отсутствия на 22.06.1941 года в Красной Армии противотанковых ружей. Такие мнения появились после незаслуженного прославления ружей в кинофильмах. И прославляют их со злым умыслом - лишить нас правды о нашей замечательной артиллерии – как сказали в 1945 году на Параде Победы на Красной площади в Москве: «Лучшей артиллерии в мире». Перед нападением на СССР в 1941 году немцы имели на вооружении противотанковые ружья, наша армия начала их получать после начала войны в августе 1941 года. Это объясняется только тем, что мы превосходили Германию по количеству орудий.
Именно наши пушки, а не противотанковые ружья остановили немецкие танки под Москвой и Ленинградом в 1941 году. 76-мм пушки и 85-мм зенитки ПВО Москвы поражали любые немецкие танки на дистанции свыше 1000 метров.
К.К. Рокоссовский писал: «К чести лиц высшего командного состава, возглавлявших артиллерию Советской Армии, нужно сказать, что наша артиллерия по своим качествам, по уровню подготовки офицеров и всего личного состава была намного выше артиллерии армий всех капиталистических стран. И она это доказывала на протяжении всей Великой Отечественной войны. Начиная с первых же боев, основным средством противодействия вражеским танкам, которые подавляли своей массой и подвижностью, являлась прежде всего артиллерия. Неувядаемой славой покрыла она себя в битве под Москвой».
В тоже время надо отметить, что пехоте лучше иметь малоэффективное по сравнению с орудием противотанковое ружье, чем не иметь против танков противника никакого оружия.
А война есть война, и не всегда можно предвидеть, где прорвутся танки противника, и невозможно на каждом направлении поставить противотанковую артиллерийскую батарею. Но возможности противотанковых ружей, как и немецких фаустпатронов, сильно преувеличены. Ружье против танка – это как штык против автомата в ближнем бою. Противотанковое ружье, конечно, могло уничтожить и бронетранспортер и даже танк, можно из него стрелять по любой цели, даже по самолетам, но его никак нельзя отнести к эффективному оружию по борьбе с танками. Не являлся эффективным оружием по борьбе с танками и немецкий фаустпатрон, выпущенный немцами в количестве 8 млн штук.
Не жалел Гитлер своих солдат, которые почти не имели шанса выжить, вступив с фаустпатроном в бой против танка, потому что поразить танк фаустпатроном можно с расстояния от 30 до 50 метров. ПТР может поразить танк на дальностях до 500 метров. Даже в уличных боях потери танков от фаустпатронов при огромном их количестве не составляли более 10% от общих потерь, а в полевых условиях такие потери были ничтожны.
Но в 1941 году фаустпатроны нашим танкам не угрожали, так как их первые экземпляры появились у немцев только в 1943 году, а массовое применение они получили в 1945 году.
О так называемом гранатомете А.В. Исаев написал следующее: «При словах "реактивный противотанковый гранатомет" воображение молниеносно рисует нечто похожее на "РПГ-7": трубу на плече бойца и надкалиберную кумулятивную гранату. Однако такая конструкция была в 1930-е годы просто нереализуемой. Разработки велись совсем в другой области.
37-мм динамореактивные пушки уступали в бронепробиваемости обычным 45-мм орудиям и не давали надежного поражения основных танков потенциального противника. Роль репрессий в истории с динамореактивными пушками не следует преувеличивать. Действительно, Л.В. Курчевский был арестован в 1937 году и выпущен в 1939 году. Но его пушки были приняты на вооружение и даже выпущены небольшой серией. Основной причиной отказа от них были низкие технические характеристики, надежность и броненепробиваемость».
Тухачевский и Курчевский призывали финансировать проектирование и изготовление только динамореактивных пушек. При принятии их предложения правительством СССР, наша армия осталась бы без противотанковой артиллерии. В. Г. Грабин писал о том, с каким трудом он преодолел возражение Тухачевского и представил комиссии свою легендарную 76-мм пушку – одну из самых лучших пушек Великой Отечественной войны. Некоторые считают, что причиной наших поражений в первый период войны было недопонимание Красной Армией сути ведения современной войны, которое выражалось в содержании кавалерийских дивизий. Эти дивизии наши военачальники якобы бросали на танки, бессмысленно уничтожая и людей, и лошадей. Такие заявления не соответствуют действительности.
Суть заключается в том, что кавалерия воевала не шашками, а винтовками, автоматами, пулемётами, гранатами, миномётами, орудиями и часто наступала вместе с танками, как подвижное соединение, но бой вела опять-таки не шашками, а стрелковым оружием. Вначале боя коней, как правило, уводили в укрытие, и кавалеристы воевали, как пехотинцы. По Уставу наступление с шашками наголо разрешается только на слабовооружённого противника, и многие кавалеристы, прошедшие войну, ни разу с «шашками наголо» на противника не наступали. Как подвижное соединение кавалерия имеет преимущество перед танками, автомобилями, бронетранспортёрами и мотоциклами в том, что для передвижения не требует ни солярки, ни бензина, ни дорог.
Кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми соединениями Красной Армии в 1941 году. В отличие от корпусов механизированных, они смогли выжить в бесконечных отступлениях и окружениях 1941 года. Кавалерия успешно воевала и в 1945 году, имея в своих рядах все виды оружия, включая сотни танков. Отставание от вермахта в количестве автомобилей РККА в какой-то степени компенсировала кавалерией. Кавалерия, как подвижное соединение, нужна и в обороне для, например, ликвидации прорыва фронта, контратак, быстрого отвода войск при угрозе окружения, и в наступлении.
Кавалерия Красной Армии – это и самый красивый род войск. Посмотрите на наших красавцев кавалеристов, на наших гнедых с белыми отметинами на мордах высоких, сильных и грациозных коней будёновской породы, и ваше сердце наполнится радостью от увиденной красоты и гордостью от представшей перед глазами русской удали и силы.
А как же немцы? Имели кавалерию или нет? Имели. Чисто кавалерийские подразделения существовали в каждой немецкой дивизии. Помимо этого, в вермахте на момент нападения на СССР была одна кавалерийская дивизия. За время войны немцы постоянно наращивали количество кавалерийских соединений.
Многие обвиняют Красную Армию в том, что она постоянно стремилась контратаковать, наступать вместо того, чтобы создать и удерживать глубокоэшелонированную оборону. Авторы, которые так пишут, ничего не понимают в военном деле. Оборона, да ещё на фронте в несколько тысяч километров (во время войны протяжённость фронта колебалась от 2,2 до 6 тысяч километров при глубине территории, охваченной боевыми действиями, до 2,5 тысяч километров и даже больше) может привести только к катастрофическому поражению.
«Оборонная стратегия смерти подобна, особенно, когда на дивизию приходится менее 4-х – 8-ми километров полосы по фронту (ширина участка обороны) и в глубину 4-х - 6-ти километров. Можно надеяться удержать оборону на полосе по фронту 8 – 12 километров на одну дивизию. Чтобы вы не делали, меньшая плотность войск приведёт к прорыву обороны», - считают специалисты.
Обороняющаяся армия пассивно ждёт удара. При этом очень трудно предвидеть, в каком месте противник нанесёт главный удар. И удар, как правило, наносится в том месте, где его не ждали. На направлении главного удара противник в состоянии сосредоточить силы в 3-10 раз превосходящие в месте удара силы обороняющейся стороны и, естественно, перед ударами такой превосходящей силы никакая оборона не устоит.
Наши военачальники это, конечно, понимали, но у них не было сил и средств, достаточных для того, чтобы захватить стратегическую инициативу, и они вынуждены были обороняться и ограничиваться контратаками. Все страны из более или менее крупных стран Европы, в том числе Польша, Франция, Англия и даже Финляндия имели наступательные военные планы. СССР тоже имел наступательные планы, в том числе и на случай войны с Германией. Но слово «наступательный» ни в коем случае не означало, что СССР планировал начать войну, совершить агрессию.
Планы предусматривали действие вооружённых сил страны в случае нападения противника. Мы не смогли реализовать свой план, но Красная Армия при первой возможности контратаковала. М. Гланц, написал о советских контрударах 1941 года следующее: «С другой стороны, непрерывные и иррациональные, зачастую бесполезные советские наступления неощутимо разрушали боевую силу немецких войск, вызывали потери, которые побудили Гитлера изменить его стратегию и, в конечном счете, создали условия для поражения вермахта под Москвой. Те советские офицеры и солдаты, кто пережил их (наступления) серьезное и дорогостоящее крещение огнем, в конечном счете, использовали свое быстрое образование для нанесения ужасных потерь своим мучителям».
То есть Гланц признает, что наши удары были и рациональные, и приносили для нас полезные результаты.
Наших военачальников часто изображают профессионально неподготовленными. Объясняют это, в частности, тем, что на высшие командные должности назначали военных, отличившихся в боях в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии, не считаясь с отсутствием у них опыта руководящей работы и соответствующих способностей. Естественно, возникает вопрос: «А почему надо назначать на руководящие должности ничем не проявивших себя, просидевших в тылу офицеров, а не офицеров, рисковавших жизнью, отличившихся в боях героев?».
Как показала история, войну СССР выиграл, потому что имел сотни тысяч толковых руководителей производства и военачальников. Была очень правильная оценка способностей человека. И в России были эти сотни тысяч способных на большую руководящую, созидательную работу людей. Это подтверждается всей историей довоенного, военного и послевоенного времени. Историей великих свершений и побед, и сотой доли которых не имеет ни одна страна мира. Мы, как никто на земле, имеем полное, добытое в труде и бою право ходить с гордо поднятой головой. Но многие из граждан России стыдятся своей истории и сгибаются в три погибели перед «просвещенным» Западом.
http://tvzvezda.ru/news/for...