Начинаю новую тему .
для высказываний
Анализа ситуации и Путей Сплочения Славян.
и Возможно ли Это в Принципе?
есть ли в Этом Необходимость?
и надо ли Это Вообще?
если нет-то Почему.
если да,-то каким Образом Вы видите этот процесс.
Спасибо.
Можно ли поделить Косово?
Факты:
«Позиция Сербии по отношению к Косово полностью ясна, и в ней не предусматривается раздел Косово на сербскую и албанскую части, против которого, как выступил представитель ЕС в «тройке» Вольфганг Ишингер, посредники при взаимном согласии сторон возражать не станут», — подчеркнул в своем заявлении пресс-секретарь возглавляемой премьер-министром страны Воиславом Коштуницей Демократической партии Сербии Бранислав Ристивоевич.
Потерпев поражение в ходе дипломатической борьбы за Косово в стенах ООН, Запад начинает подавать признаки того, что готов прислушиваться не только к собственному мнению. Неожиданностью, например, стало заявление представителя «тройки» от Евросоюза Вольфганга Ишингера о том, что ЕС допускает вариант территориального раздела края между сербами и албанцами, который ранее Запад категорически отвергал.
Конечно, сама по себе албанская проблема в ее нынешнем виде крайне трудно поддается решению. Основы ее были заложены еще в начале XX века — по итогам Балканских войн. Затем она серьезно усугубилась в ходе Первой и Второй мировых войн, когда территория Сербии по нескольку лет была оккупирована. Желая ущемить враждебных им сербов, оккупанты (австрийцы, немцы, итальянцы, болгары) подавляли сербских жителей. С этой целью они поощряли албанскую экспансию, стремясь изгнать враждебное им православное население из тех мест, где оно проживало с незапамятных времен. И надо сказать, что отчасти эта политика удалась — этнический состав Косово, большинство жителей которого еще в начале прошлого века составляли сербы, в конце столетия изменился до неузнаваемости.
Результаты произошедших этнических чисток были зафиксированы пришедшим к власти после Второй мировой войны коммунистическим руководством Югославии во главе с Иосипом Броз Тито. Опасаясь усиления сербского национализма, Тито разделил часть территорий, где проживали сербы, между рядом так называемых союзных республик. Некоторые сербские земли достались Хорватии, другие — Боснии и Герцеговине. Часть вообще была выделена в совершенно новую республику Македонию. Что касается Косово, то, хотя оно и осталось в составе Сербии, в крае была введена автономия, которая фактически поощряла развитие албанского национализма. Кроме того, те беженцы, которые покинули край в ходе этнических чисток, так и не были возвращены на свои исконные земли.
Милошевич, пришедший к власти под националистическими лозунгами, так и не смог решить косовскую проблему. Меры, предпринятые им против косовских албанцев, чрезмерно запоздали, да и осуществлялись в условиях крайне неблагоприятной международной обстановки. В итоге последовала агрессия НАТО в 1999 году с последующим отторжением Косово от Сербии.
Россия 1990-х годов была слишком слаба, чтобы оказать реальную помощь Сербии — историческому союзнику на Балканах, сражавшемуся на нашей стороне во всех ключевых конфликтах XX века. Да и слишком поздно осознали правители нашей страны подлинный характер западной политики в отношении Югославии. Прикрываясь риторикой о помощи «угнетенным» нациям, а на практике создавая эти самые нации с нуля, Запад планомерно добивался расчленения и ослабления враждебного ему православного югославянского государства.
Тем не менее даже запоздалые усилия дают свои плоды. В дипломатической борьбе вокруг плана Ахтисаари в Совбезе ООН Запад отступил. Престиж России возрос, более уверенной себя почувствовала и Сербия. Под тяжестью свалившейся на него ответственности Евросоюз начал явно колебаться и проявлять стремление к компромиссу. Ранее категорически отвергаемый «цивилизованным сообществом» план территориального раздела Косовского края между сербами и албанцами вновь поставлен на обсуждение.
Оценить перспективы и реальность варианта урегулирования, связанного с разделом Косово, обозреватель КМ.RU попросил директора Института славяноведения РАН Константина Никифорова:
Константин Никифоров— Я всегда считал, что вариант с разделом Косово — это вполне реальный компромисс и реальное решение проблемы. При здравом размышлении и сербы должны понять, что хотя они теряют большую часть края, но сохраняют что-то и лишаются многих проблем, которые у них есть, пока Косово находится в составе Сербии. Это и политические проблемы, и экономические, и национальные. Непонятно, как будут сожительствовать два народа вместе [если Косово останется в составе Сербии], учитывая еще высокую рождаемость в албанских семьях. Через какое-то время в составе населения Сербии албанцев может оказаться столько же, сколько самих сербов. По здравом размышлении, может быть, им это покажется несмертельным — лучше получить часть, чем потерять все. Ведь признание Косово может осуществиться в одностороннем порядке.
А албанцам [вариант раздела Косово] тоже [выгоден]. Они получают, допустим, две трети Косовского края плюс независимость или возможность присоединиться к Албании. То есть они фактически получают почти все и, главное, - легитимацию. Ведь в случае одностороннего признания легитимность будет сомнительная. Допустим, они не будут представлены в ООН, где у России есть право вето и т. д. Я считаю, что, хотя вариант с разделом края может быть болезненным для сербов, это все-таки меньшее зло.
— Кто, на ваш взгляд, является главным противником такого урегулирования? Что препятствует осуществлению этого сценария?
— С самого начала, еще до переговоров Ахтисаари, было принято решение, что нельзя вообще рассматривать вариант раздела. Поскольку первую скрипку играют, конечно, американцы — и в контактной группе и во всем этом процессе, думаю, что главным препятствием, конечно, была позиция США. Тем более что они уже пообещали предоставить Косово независимость именно в нынешнем составе. А так, хотя вроде бы и сербы против, и косовские албанцы против, по здравом размышлении они могли бы на это пойти. И то, что Европа с подобной идеей выступает, — это хорошо. Да европейцы и сами заинтересованы — ведь им потом это все разбирать. Для этого нужен реальный компромисс, а не просто выкручивание рук одной из сторон и ломание через колено.
— В случае раздела какая часть Косово могла бы достаться Сербии, а какая — албанцам?
— Это как раз самый сложный вопрос. Теоретически раздел — самый реальный компромисс, но весь спор будет как раз вокруг границы. Дьявол прячется в деталях. Очень сложно будет провести эту линию — тут не должно быть лоббирования ни одной из сторон. Как мне кажется, именно по этому вопросу и должны быть переговоры. Конкретно может быть обмен населением, чтобы территории, допустим, были связанными между собой. И чтобы средневековые памятники, самые дорогие для сербской культуры, остались в составе Сербии. Понятно, что северные районы должны отойти к Сербии, а все остальное — к Албании. Но как точно прочертить границу, сейчас вам никто не скажет. Именно об этом и надо бы вести диалог команде переговорщиков.
— Но ведь ряд сербских памятников находится в южных районах, близ границы с Албанией — например, монастырь Высокие Дечаны?
Не совсем так. В Призрене — да, допустим, ближе к южным. А комплекс Печской патриархии, например, может остаться в Сербии. Что-то, конечно, будет потеряно, зато остальное будет сохранено и будет иметь перспективу. Главное, что в те районы, которые останутся сербскими, сможет вернуться сербское население. А албанские села, допустим, перевести на территории, которые сербы оставили. Об этом и надо переговариваться и спокойно об этом говорить.
Взято здесь:
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=49 … C0F0494FCA
- Подпись автора
"Меня здесь нет".