А противозачаточные, развитие контрацептивов и пр - это как-то влияет на наши демографические установки?
Противозачаточные - это как внешняя переменная. У религиозных респондентов по всем конфессиональным группам нет потребности в противозачаточных Аборты могут быть разрешены, противозачаточные могут раздаваться даром. Но нет потребности. Зато есть потребность в 7-8 ребенке. Я недавно пошутил с другом, он верующий, говорю: «Ты теперь многодетный». - У него пятый ребенок. А он мне говорит: «Чего ты меня оскорбляешь? Кто определил, что такое многодетный, малодетный. Я, например, не знаю, шестого ребенка мне хватит или нет...»
Развитие противозачаточных, значит, ничего не определяет?
Оно, скорее, стало индикатором того, что у населения упала потребность в детях. Само появление противозачаточных - еще не причина снижения рождаемости, оно показатель того, что рождаемость скоро снизится. А вот широкая реклама, в том числе в образовательных учреждениях, на ТВ - да, это является фактором. Ну какая реклама может быть у контрацепции? Исключительно «антидетная»: еще не время, поберегите здоровье, восстановительный период, желательная беременность.
Наше общество сейчас - общество, в котором нет потребности в детях?
Она низкая. И продолжает снижаться.
Насколько я понимаю, при нынешней невысокой детской смертности для нормального воспроизводства трое детей - это достаточно.
Третий ребенок - это проблема демографии. Но надо учитывать, что есть много браков бездетных. Кстати, вследствие абортов, в основном. Но третий ребенок - решает, а при двоих детях воспроизводства не происходит.
Кстати, 50% абортов, предотвращенных силами государственной системы, избавляет нас от низкой рождаемости. И получим популяционный рост вместо естественной убыли.
Ничего особенного не делаем, просто поступаем как Израиль, вводит предабортное консультирование. Его проводит комиссия, в состав которой входит священнослужитель конфессии, к которой себя причисляет женщина (либо если не причисляет - значит, священнослужитель там не нужен, нужен светский специалист), социальный работник, юрист, врач, психолог. Задача комиссии - убедить женщину сохранить беременность. Объясняя, как ков риск для здоровья, какие льготы она приобретает... Плюс, мне кажется, было бы неплохо в нашем случае добавить каким-то образом семейный компонент, чтобы помочь женщине впоследствии выйти замуж. Это важно.
Есть статистика - кто такие женщины, приходящие на аборт?
Костяк составляют внебрачные зачатия.
А уже рожавшие, которые не могут себе позволить еще одного ребенка?
Если бы потребность в детях была высокой - никакие условия бы этому не помешали. Есть, например, лагерь чеченских беженцев в Ингушетии. Люди живут без света, в антисанитарных условиях, а рождаемость - в разы выше, чем на всей остальной территории Российской Федерации. Это ментальность.
У нас сейчас третий ребенок не входит в модель «успешного человека». Первый, второй - еще куда ни шло. Это к слову об экономической составляемой рождаемости. Обитатели элитных коттеджных поселков не отличаются высокой рождаемостью. Тут еще, конечно, нужно учитывать и количество браков, матримониальные отношения. У многих по нескольку детей, но это можно воспринимать как серийную однодетность мужчин. Толку-то? Все равно, на женщину приходится один-двое.
Как повлияли, на ваш взгляд, на демографию государственные программы? Материнский капитал?
Я, вообще, против определения «материнский капитал». Еще одна причина снижения рождаемости - это государственное вторжение во внутрисемейную сферу. В какой-то момент государство начало состязаться с семьей и церковью за власть. У нас это произошло раньше, после революции. И в результате победы государства церковь была подвинута. Что было сделано с семьей? Первая страна в мире, которая узаконила аборты - это Россия, в 1920 году. Остальные страны это сделали на 40-50 лет позже, даже самые либеральные. Тут же был кинут лозунг «восстановим народное хозяйство», в этих условиях была нужна дополнительная рабочая сила, а мужиков много поубивали. Кто стал нужен? Женщины. Это не могло не сказаться на рождаемости, когда большая часть женского населения стала трудиться на заводах и фабриках. Вот вам женская занятость... И ослабление роли мужчины в обществе.
Женщина, подстегиваемая государством, которого не волновали вопросы рождаемости, а волновали только экономические процессы, в какой-то момент поняла, что выгодно получать алименты и пособия. Одиночки же получают больше, причем во всех странах так.
Но это не заменит отца.
Не заменит. Но сам факт, что государство поставило себя на позицию искусственного заменителя отцовства. Поэтому я против обозначения «материнский капитал». Когда мы начали об этом говорить, его тут же перекрестили в «семейный капитал», и это правильно.