Сразу уточню: я- антифашист, но антифашист идейный. Я не наделяю фашизм теми пороками, которыми он не обладает, я против фашизма, потому что я против любой формы господства государства над обществом. Нет в современной России более затёртого слова, чем "фашизм". Его употребляют, чаще всего, не понимая смысла этого термина. Осенью 1993 года президент Ельцин расстрелял Верховный Совет и установил фашистскую форму правления, а его прислужники обвинили в организации фашистского переворота сам Верховный Совет. Партия "Единая Россия" является фашистской, но от её членов можно чаще всего услышать клятвы верности антифашизму. Президент Путин является сторонником фашизма, но заявляет о себе как об антифашисте. Везде, где возникают проявления расовой нетерпимости, сразу начинают говорить о фашизме. Фашизм уже начали приписывать русскому народу, что является абсурдом.
Я предлагаю простой тест для тех, кто хочет проверить своё знание фашистской идеологии. Далее приводятся десять утверждений:
1. В 1945 году Советский Союз победил фашизм.
2. "Майн Кампф"- библия фашизма.
3. Между режимом Сталина и фашизмом нет ничего общего.
4. Расовая исключительность- основа идеологии фашизма.
5. Государство- это та сила, которая способна победить фашизм.
6. В современном мире нет фашистских режимов.
7. Все идеи фашизма являются ущербными.
8. Фашизм можно победить с помощью запретов.
9. Можно быть антифашистом, не изучая фашистскую идеологию.
10. Между фашизмом и нацизмом нет принципиальных различий.
Если вы согласились хотя бы с одним из этих утверждений, вы слабо разбираетесь в идеологии фашизма. Ещё до начала мировой войны был поставлен знак равенства между нацизмом и фашизмом (первыми это сделали американские журналисты). В школьные годы мне случайно попалась книга итальянского коммуниста, который воевал на восточном фронте против Советского Союза. Там меня удивило описание частых конфликтов между немецкими солдатами и итальянскими, в которых немцы обзывали итальянцев "грязными фашистами", а те немцев- "подлыми нацистами". Получается, что простые солдаты тогда разбирались в этих вопросах лучше, чем современная политическая элита. Кстати, Гитлер приложил много усилий, чтобы убедить Муссолини принять нацизм, но дуче остался верен фашизму.
Основой идеологии фашизма является возведение государства в абсолют. Фашистское государство контролирует вся и всё, оно является тоталитарным. В этом и кроется секрет того, почему так мало в современном мире говорится об истинном фашизме. Это происходит потому, что все государства в мире стремятся стать тоталитарными. Потому что режимы Сталина, Путина, Буша являются фашистскими. Потому что многие режимы в современном мире, которые объявляют себя демократическими, являются фашистскими. Фашизм не имеет никакого отношения к расовой нетерпимости, в этом он принципиально расходится с нацизмом. Определение фашизма можно найти в книге Бенито Муссолини "Доктрина фашизма", которая и является библией фашистов. Можно, конечно, утверждать, что такое определение фашизма устарело, что сейчас данное определение наполняется иным содержанием. Мне довелось слышать рассуждения одного доктора политических наук, который утверждал, что определения со временем меняют свой смысл. Разовью мысль ученого мужа. Если определения могут меняться во времени, то они могут меняться и в пространстве. Тогда мы можем допустить, что фашизм в Европе, уже не будет фашизмом в Африке и т.д. Но это уже полный бред. Жизнь меняется, но основные понятия остаются, только их пытаются изменить под себя не очень грамотные политологи. Да, фашизм изменился и получил новое название- неофашизм. Но суть его осталась неизменной, и победить идеологию фашизма очень сложно, значительно сложнее, чем идеологию нацизма.
Идеологию можно победить только другой, более совершенной идеологией. Какую же идеологию можно противопоставить фашизму? Только анархизм и коммунизм. Только эти две идеологии являются антифашистскими. Только эти две идеологии выступают против господства государства над обществом. Все остальные идеологии относятся к фашизму терпимо, а некоторые (особенно либеральные) поддерживают его. Почему идея сильного государства является ущербной? Потому что сильное государство всегда будет стремиться подмять под себя общество. Не могут сосуществовать сильное общество и сильное государство. Может быть только сильное общество и эффективное государство или сильное государство и гражданское общество. Да, гражданское общество является составным элементом фашистского государства. Фашизм не против объединения граждан в различные союзы, партии, сообщества, но эти объединения должны действовать внутри государства, под контролем государства, во имя государства.
В трёх составляющих личность-общество-государство только один элемент может быть главенствующим. У коммунистов главенствует общество, у фашистов- государство, у либералов- личность. Все остальные идеологии являются производными от этих трёх. При этом следует учитывать, что нельзя построить полноценной идеологии на отрицании. Нет антикоммунистической или антифашистской идеологии. Либеральная идеология основной ценностью провозглашает свободу личности и этим отрицает главенство общественных интересов над личными, поэтому она является антикоммунистической. Я являюсь сторонником коммунистической идеологии, которая на первое место ставит общественные интересы, поэтому я и объявляю себя и антифашистом, и антилибералом. Анархизм построен на отрицании любой власти, поэтому его нельзя считать полноценной идеологией. Идеи анархизма начинают сразу пробуксовывать, когда ставится вопрос о том, как будет выглядеть существование людей при анархизме. Отрицание не может заменить собой конструктивные идеи. Хотя следует признать, что идеология анархизма значительно сложнее, чем принято считать. Есть анархизм батьки Махно, но есть анархизм князя Кропоткина. Это абсолютно разные вещи.
Я взял на себя смелость поставить знак равенства между фашизмом и либерализмом. Попытаюсь доказать свою мысль. Основу либерализма составляют: свобода личности, главенство закона и личная собственность со свободным рынком. Звучит очень заманчиво, если воспринимать эти идеи в статике, как догмы. Но если мы попытаемся придать им движение, то вся притягательность сразу исчезает. Допустим, что существует страна, где в полном объёме осуществились либеральные идеи. В этой стране живут абсолютно свободные личности, торжествует закон, частная собственность и свободный рынок. Существует и государство, так как либералы не против государства. Они только ограничивают сферу его деятельности до "сторожевого пса". Тут сразу возникает первое противоречие: те личности, которые служат в государственных структурах, уже не являются абсолютно свободными. Абсолютно свободные личности взаимодействуют между собой на основании законов. Так же на основании законов они взаимодействуют и с государством. А откуда берутся эти законы? Эти законы принимает законодательная власть, а государство следит за их исполнением (я специально разделил государство и законодательство, хотя реально они едины). Возникает очередное противоречие: личности взаимодействуют с государством на основании законов, за соблюдением которых надзирает само государство. А кому принадлежит власть в государстве и законодательных органах? Тому, кого выберут. А выберут того, кто имеет больше финансовых возможностей. И тут появляются всесильные деньги, которые не пахнут. Оказывается, что в либеральной стране всё можно купить, в этом и есть основная суть свободного рынка- всё продаётся. Проходит время и мы обнаруживаем, что в законодательных органах идеальной либеральной страны сидят богатые люди, которые принимают нужные им законы; государством управляют богатые люди, которые следят, чтобы эти законы выполнялись. А как же с абсолютно свободными личностями? А они продолжают быть свободными, если не нарушают государственных законов, если не выступают против государственного устройства. Они свободны внутри государства. А общество? Оно существует как совокупность различных объединений. Абсолютно свободные личности объединяются, чтобы отстаивать свои интересы. Интересы у абсолютно свободных личностей различны, поэтому и объединения различны. Более того, часто интересы различных объединений вступают в противоречие. Государство регулирует отношение этих объединений с помощью законов. Поэтому можно смело утверждать, что в идеальной либеральной стране государство стоит над обществом и над личностью. Поэтому я сознательно поставил знак равенства между фашизмом и либерализмом. И весь ход истории подтверждает этот вывод. Чем отличалась политика фашистской Италии и либеральных США во время войны? Более того, либеральный Черчилль открыто выражал своё восхищение итальянским фашизмом. Но я должен согласиться с либералами, что в данном случае мы имеем дело с особым видом фашизма. Я бы его назвал плутократическим фашизмом. Плутократический фашизм- это господство государства, которое стоит на страже интересов крупного капитала.
В нацистской Германии тоже господствовало государство, но оно стояло на защите интересов арийской нации. И здесь мы можем говорить о фашизме, о его модификации. В данном случае это будет расовый фашизм. Нацизм или расовый фашизм- это господство государства, которое стоит на страже интересов какой-то одной нации. В чистом виде фашизм представлен был только в Италии и СССР. Понимаю, что применение термина фашизм в отношении СССР для многих оскорбительно. Хорошо, те, кто является сторонником древней Греции, пускай используют термин "политаризм", а для либеральной интеллигенции подойдёт французский термин "этакратизм". Все эти термины обозначают власть государства. Муссолини не изобрёл фашизм как явление. Он просто дал ему другое название. Политаризм является самым древним общественным строем. Он предшествовал и рабовладению, и феодализму. Он успешно дожил и до наших дней.
Можно выделить три основных черты фашистского режима: усиление роли государственного аппарата, нахождение у власти фашистской партии и агрессивная внешняя политика государства. При наличии этих трёх черт можно смело утверждать, что мы имеем дело с фашистском режимом. Либералы сразу с радостью ухватятся за наличие фашистской партии у власти, утверждая, что в либеральных государствах такого нет. Для начала попытаемся разобраться с тем, что такое фашистская партия. Из названия следует, что это партия, которая проповедует фашистскую идеологию. Основу фашистской идеологии составляет абсолют государства. Получается, что фашистской партией является такая партия, которая видит основной целью своего существования построение сильного государства. И тогда под это определение попадают все правящие партии развитых демократий. Под это определение попадает и "Единая Россия", и ВКП(б), и КПСС. Только истинно коммунистические партии выступают за уменьшение роли государства, сокращение государственного аппарата, усиление роли общества. Последним оплотом либерализма является то, что у них происходит периодическая смена правящих партий. Партии меняются, но меняется ли идеология и политика? Дело в том, что в развитых странах выстроена хитрая система власти: правящая фашистская партия там поделена на две части. Одна часть осуществляет нужную политику, а другая изображает оппозицию. То, что данные партии представляют из себя единое целое, подтверждает процесс постоянной миграции членов одной партии в другую. Сам Черчилль делал это неоднократно. И этот процесс не вызывает особого неприятия у руководства партий. Такое возможно только в том случае, если между партиями нет принципиальных разногласий в идеологических вопросах. Да и какие могут быть разногласия? Спросите членов различных партий, в чём состоит основа их идеологии? Большинство ответить не смогут или это будут какие-то общие фразы. Это и является основным признаком фашистской партии: отсутствие четкой идеологии. Фашистская партия стремится к власти не для того, чтобы осуществлять какую-то идеологию. Суть идеологии фашистской партии- приход к власти. После прихода фашистской партии к власти, она перестаёт быть политической силой, а становится элементом государства, частью государственной структуры, которая стремится оградить себя от конкурентов как внутри государства, так и вне его. Отсюда и агрессивная политика внутри государства к оппозиции, отсюда агрессивная внешняя политика. Бенито Муссолини прямо говорит о том, что фашистское государство стремится стать империей. И в этом он прав.
Но если фашистское государство стремится стать империей, а таких государств в мире много, то можно сделать вывод, что фашизм является причиной мировых войн. Если политика фашизма внутри страны не является очевидно ущербной (ярким примером является фашистская Италия, которая осуществила экономический прорыв благодаря фашизму), если не считать подавление любыми средствами оппозиции, то внешняя политика, приводящая к мировым войнам, уже не даёт фашизму права на существование. Пока существует фашизм, до тех пор существует угроза мировой войны. Эта угроза особенно обострилась в последнее время, когда фашистский режим в США сумел осуществить свои мировые имперские амбиции (хотя и не в полном объёме). Теперь он будет всеми доступными средствами стараться удержать существующее положение вещей. Но это не устраивает другие фашистские государства, которые будут стремиться скинуть США с позиции мирового лидера. Больше всего от этого пострадает американский народ, как в своё время пострадал итальянский, немецкий, а потом советский народ. Ещё раз беру на себя смелость утверждать, что Советский Союз был фашистским государством. В нём постоянно усиливалась роль и увеличивалась численность государственного аппарата; КПСС не строила коммунизм, а срослась с государством и стремилась законсервировать существующее положение вещей; СССР проводила агрессивную внешнюю и внутреннюю политику. Такой же является и современная Россия. Таким же является и Китай. Можно смело утверждать, что 3-ья мировая война неизбежна.
Догматичность фашизма является его силой и его слабостью. Сила состоит в том, что подавляющее большинство людей являются догматиками, которые не способны или не хотят самостоятельно мыслить. Они предпочитают готовые истины. Поэтому фашизм имеет очень большую потенциальную поддержку. Слабость его состоит в том, что он не выдерживает никакой критики, даже самой примитивной. Попытайтесь, например, понять, что подразумевается у фашизма под государством. Это абсолют, но конкретное государство находится в руках чиновников, которые явно не являются абсолютом. Чтобы избежать этой несуразности, Муссолини объявляет государство высшей идеей. В чём состоит эта идея? А она доступна не всем, а только избранному кругу людей или даже одной личности. Очень напоминает ситуацию с Явлинским, который постоянно объявлял, что он знает, как надо управлять экономикой, но никому этого не скажет, пока его не сделают президентом. Возникает знакомая структура: избранные управляют, быдло подчиняется и не задаёт вопросов. Большинство такое положение вещей устраивает. Самым опасным для фашизма становится стремление людей самостоятельно мыслить, вырабатывать самостоятельное мировоззрение. Поэтому основой политики фашистского государства является стремление низвести людей до примитивного, скотского состояния. Особенно ярко это проявляется в современной России.
Боязнь критики приводит к тому, что фашистский режим подавляет оппозицию, но этим он роет себе яму. Зачем нужна оппозиция? Власть всегда далека от совершенства. Она должна решать огромный круг различных задач и часто при этом совершает ошибки. Оппозиция же занята только тем, что выискивает слабые места у действующей власти и подвергает критике принятые решения. Этим она помогает действующей власти избавиться от слабых мест и избежать глупостей в принятии решений. Как только оппозиция исчезает, власть глупеет и подлеет. Вся история СССР является ярким подтверждением этого. По этому же пути сейчас идёт и современная Россия.
Догматизм приводит фашизм и к тому, что среди его последователей нет великих личностей, мыслителей, философов. Муссолини был замечательным человеком, обладал ораторским даром, писал стихи, был актёром, успешным журналистом, но он не был мыслителем и философом. Его "Доктрина фашизма" на библию не тянет, её трудно назвать даже научным трудом. Она представляет из себя набор различных бессвязных мыслей, многие из которых взяты из чужих философских трудов. Заслугой Муссолини является только само слово "фашизм". Он дал название явлению, которое уже существовало. Он вывел это явление на свет. Почему фашизм так активизировался в ХХ веке? Дело в том, что фашистское государство- это очень дорогое удовольствие. Оно ничего не производит, а потребляет очень много. И это потребление только возрастает по мере развития фашизма, увеличения тоталитаризма. Последним хитом фашистских режимов является наёмная армия. Если призывная армия является общественным институтом (по крайней мере, большая часть армии), то наёмная армия полностью принадлежит государству и готова защищать государство, в том числе, и от общества. Наёмная армия- это ещё один из элементов тоталитарного государства. В ХХ веке научный прогресс создал экономические условия для активизации фашизма. Государства стали создавать такие ВВП, что могли себе позволить содержать кучу дармоедов-чиновников. К научному прогрессу добавилась ещё деградация общественной морали и интеллектуальная деградация большей части общества. Целью жизни многих людей стало потребительство, а фашистское государство готово это потребительство обеспечить. Хотя иногда приходится пострадать и самим гражданам. Основой морали фашизма является польза государства. Взрывы жилых домов в Москве привели к усилению роли государства. И сразу опыт российских фашистов переняли их американские коллеги, что привело к разрушению небоскрёбов. А результатом опять стало усиление роли государства. Ни в России, ни в США никто не понёс реального наказания за гибель сотен людей, и только реальная власть тех, кто должен был понести наказание, увеличилась. Такое невозможно без нравственной и интеллектуальной деградации общества.
В современной России пытаются бороться с фашизмом запретами, но такая политика только помогает фашизму укрепиться. Создаются различные антифашистские блоки, в которые вступают такие люди, что само слово "антифашист" начинает приобретать нехорошее звучание. А для молодёжи вопрос вообще решается однозначно: если эти люди являются антифашистами, то фашизм не такое уж и плохое явление. Не зная фашистской идеологии, люди начинают воспринимать фашистов, как борцов с этими антифашистами и демократами. Борьбу с фашизмом надо начинать с разъяснения его идеологии, но тогда борьба с фашизмом будет означать борьбу с существующим режимом в России.
Существует ещё одна опасность, связанная с фашизмом. Это проблема глобализации. В данном случае имеет место стремление установить глобальный фашистский режим на территории всего земного шара. Данный режим будет практически неуязвим, так как создание единого общества, которое сможет взять под контроль глобальное государство, практически невозможно. Поэтому борьба против глобализации является также антифашистским движением.