Новое прочтение «Гамлета» в одесском Театре юного зрителя: с оральным сексом, Офелией топлес и сразу двумя бородатыми женщинами
Не успели утихнуть споры о фантазиях по Шекспиру на сцене русской драмы, как снова театралам предлагают эпатажное прочтение шедевра великого драматурга. Женщины-режиссеры в Одессе обладают большой фантазией! В Одесском ТЮЗе поставили «Гамлет – класс!» Это уже третий «Гамлет» в городе после постановок русского и украинского театров.
Премьера спектакля для подростков и молодежи в жанре action (авторы постановки утверждают, что эпатажностью стараются заманить молодежь в театр) стала предметом горячих дискуссий в сети и театральных кулуарах. Анонс к представлению гласил: «Продвинутая музыка, пластика, ритм; английский, украинский и русский языки в новом переводе пьесы У. Шекспира «Гамлет» с безумной скоростью закручивают действие великой трагедии». Тем не менее, в зале Театра юного зрителя было едва ли не меньше человек, чем на сцене, хоть в футбол играй. Возможно, реклама подкачала, или молодежь еще не привыкла в поисках интересных впечатлений вечером заглядывать в ТЮЗ. Зато был замечен в зале второклассник с родителями, к счастью, он мало что понял.
Насчет «безумной скорости» тюзовцы погорячились. Спектакль идет два с половиной часа с двумя антрактами, правда, за это время, отведенное на «урок в стиле хардкор» (так написано на афише), успевает случиться многое, в том числе такое, что Шекспиру и не снилось. В частности, главный режиссер ТЮЗа Светлана Свирко, впервые в жизни приступая к шекспировской постановке, постаралась вложить в своего «Гамлета» как можно больше событий и образов. Умирающая на руках Клавдия Офелия (Ирина Желяева) предстает перед публикой с обнаженным бюстом. Сам Клавдий (Виктор Раду) прямо на сцене предается страстному супружескому оральному сексу с Гертрудой (Елена Нагаева). Впрочем, это плохо видно: Гертруда сидит на троне, Клавдий стоит лицом к ней, спиной к зрителям, а на первом плане суетится Шут (Ольга Саяпина), который участвует практически во всем и договаривает реплики за персонажей. Интересно, что окончив свою работу, Гертруда вытирает рот рукой и стряхивает что-то, слава Богу, не в зал, а в глубину сцены.
«Что там она стряхивает?» — «Видимо, в древнем Эльсиноре считалось греховным и небогоугодным глотать сперму», — перешептывались немногочисленные зрители.
Как видим, роль Шута досталась девушке. С гендерной принадлежностью у шекспировских героев в ТЮЗовской версии все не так просто. В роли Марцелло – эффектная брюнетка Ляна Карева, причем именно в уста этого персонажа вложен легкий матерок. Горацио (Сергей Демченко) в шутку пугает находящихся на страже Марцелло и Бернардо (Алексей Кочетов). И слышит в ответ: «Б…ь, Горацио!».
А Розенкранц (Оксана Бурлай-Питерова) и Гильденстерн (Ирина Охотниченко) устраивают буквально травести-шоу. Сначала две дамы в мужских костюмах карикатурно подражают мужским манерам – шмыгают носом, утираются рукавом, сплевывают под ноги. В следующем выходе они уже выглядят парочкой Мэрилин Монро, распевают IWannaBeLovedByYou, а еще подходят к распахивающимся люкам, откуда дуют потоки воздуха, поднимающие им юбки. Ну это, видимо, мизансцена для старичков. Молодежи больше говорит последнее появление друзей с зыбкой половой принадлежностью в образе сразу двух Кончит Вурст. Бородатые женщины, как мы потом узнаем из реплик персонажей, едут в Англию, где их сразу же и прикончат, ну да, туда Кончитам и дорога.
Молодой и светлоликий, с широко распахнутыми глазами Гамлет (Влад Костыка) ни с кем не совокупляется, грязно не ругается и не переодевается в поп-звезд. И слава Богу! Этот Гамлет агрессивен и энергичен, он бросается с кинжалом на Клавдия в самом начале, дерется с царедворцами, носится невообразимыми прыжками по сцене и залу, фехтует на рапирах. А знаменитый монолог «Быть или не быть?» читает словно рэп, причем Шут параллельно поет песенку (Шут вообще какой-то неотвязный, к концу представления его реально хочется отравить или заколоть, пристукнуть крышкой люка или вытолкать за кулисы, чтобы зал мог хоть ненадолго остаться с Гамлетом наедине). Собственно, ради одного такого Гамлета стоит посмотреть спектакль, и воскликнуть: «Гамлет – класс!». Следующее представление – 23 октября в 18.30.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева